
Сегодня хорошей инвестицией являются не только вложенные финансовые средства в бизнес, но и потраченное, а точнее, вложенное с умом время на открытие и развитие своего собственного дела.
Мы расскажем о том, как разумно распорядиться своим ресурсом при открытии бизнеса в финансовом секторе и Вы хотите начать бизнес быстро и просто.
Финансовая компания - это организация, которая на основании лицензии предоставляет различного рода услуги, связанные с использованием и перемещением денежных средств от одного Клиента к другому.
Многие сразу фокусируются на том, что самой сложной процедурой будет получение лицензии, забывая о том, что открытие финансовой компании - это многоэтапный процесс, занимающий немалого количества времени и денег (особенно, при неправильном порядке действий).
Давайте рассмотрим, какие финансовые учреждения и услуги существуют, и какую подготовку соискателю нужно пройти для того, чтоб его бизнес начал активно и полной мере функционировать.
К финансовым организациям можно отнести:
- банки;
- страховые компании;
- пенсионные фонды;
- кредитные союзы;
- инвестиционные фонды, компании по доверительному управлению средствами инвесторов;
- брокерские компании;
- дилерские компании;
- фондовые биржи.
Также финансовые компании можно поделить на банковские и небанковские учреждения, к которым, например, относятся лизинговые компании, страховые компании, кредитные союзы, фондовые биржи и другие организации, не являющиеся банками.
В Украине лицензированием финансовых организаций занимается Национальный Банк Украины. В связи с тем, что делает он это с июля 2020 года (ранее такие лицензии выдавал НацКомФИнУслуг), на сегодня еще нет точного представления о сроках регистрации финансовых учреждений и изменениях в условиях их лицензирования. Обусловлено это тем, что на практике еще недостаточно большое количество компаний прошло через НБУ.
НБУ выдает следующие виды финансовых лицензий:
1. Небанковским финансовым учреждениям на следующие финансовые услуги:
- привлечение финансовых активов с обязательством относительно последующего их возврата;
- финансовый лизинг;
- предоставление средств взаймы, в том числе и на условиях финансового кредита;
- предоставление гарантий;
- в сфере страхования;
- факторинг.
2. Небанковским финансовым учреждениям и операторам почтовой связи наследующие услуги:
- перевод средств;
- осуществление валютных операций.
3. Юридическим лицам на следующие услуги:
- финансовый лизинг;
- предоставление банкам услуг по инкассации.
Процедура регистрации финансовой компании и получение лицензии.
1 Этап. Регистрация компании.
Ваша компания, как любое другое юридическое лицо, желающее приобрести такой статус, должна пройти первичную регистрацию в ЕГР.
Для успешного прохождения этого этапа и всех последующих, Вы должны сразу позаботиться о таких вещах, как:
Размер уставного капитала. Например, для факторинговой компании уставной капитал должен быть не менее 3 миллионов гривен.
Соответствие будущего директора для той должности, которую он займет.
Это относится к его образованию, опыту работы и присущему стажу, какое было последнее место работы и должность, является ли он обладателем безупречной репутации и т.д.
Изначально корректно составленный устав предприятия.
В случае регистрации финкомпании МЦКФУ советует не использовать стандартный для регистрации юридического лица, шаблонный устав. К составлению Устава нужно подойти ответственно, ведь, например, указание в нем каких-либо других видов деятельности, кроме финансовых услуг, может привести к тому, что Вам будет отказано еще на стадии регистрации компании в НБУ, не говоря уже о получении финансовой лицензии.
2 Этап. Включение в реестр финучреждений.
Вы должны пройти регистрацию в НБУ для получения статуса финансового учреждения, получить свидетельство о регистрации в НБУ, и быть внесенными в реестр финансовых учреждений.
Важно! Существует не только реестр финансовых учреждений, но и реестр лизингодателей. В этот реестр вносится информация о тех организациях, которые будут представлять исключительно лизинговые услуги, и могут иметь только лицензию на лизинг.
3 Этап. Получение подходящей Вам финансовой лицензии.
На этом этапе важно точно понять и определиться с тем, какую же лицензию Вам нужно получить. В этом случае специалисты МЦКФУ могут проанализировать вид и направление деятельности, которые Вы хотите осуществлять, и заняться получением лицензии конкретно под Вас. Таким образом Вы не тратите время и деньги на получение той лицензии, которая Вам не подойдет.
Важно! Если Вы хотите открыть финкомпанию, не стоит опираться на волю случая. В Украине есть много сфер и направлений, регистрация которых проводится с такой же скоростью, как и финансовая деятельность - но получить лицензии такого вида - достаточно сложно, если не знать полный и точный алгоритм того, как это сделать.
Сектор небанковских финансовых учреждений меняется каждый день все больше и больше. Не так давно мы уже писали о новых правилах рынка финансовых услуг, которые предприниматели заметят в ближайшее время.
Изменилось и Постановление Кабинета Министров, которое утверждало Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по финансовым услугам.
Сегодня мы поговорим о том, как эти нововведения повлияют на процедуру получения аудиторского заключения и его содержание.
Для того чтобы понять, как новые изменения касаются темы аудиторского заключения, мы решили сравнить пункт 18 Лицензионных условий в старой и новой редакции.
Старая версия: изложены положения о том, что вместе с заявлением, соискатель лицензии должен предоставить финансовую отчетность, достоверность и полнота которой подтверждена аудиторской фирмой. Такая фирма должна была быть внесена в реестр аудиторских фирм и аудиторов, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.
Новая версия: указано, что должна быть предоставлена финансовая отчетность, о достоверности и полноте которой, аудитором или аудиторской фирмой (соответствующей требованиям, установленным законодательством) высказано немодифицированное мнение или модифицированное мнение с оговоркой в аудиторском отчете. Отныне компания, которая будет осуществляет аудит отчетности финансового учреждения, не обязательно должна быть включена в специальный реестр аудиторских фирм, которые могут проводить аудиторские проверки финансовых учреждений.
Кроме того, нормативные документы, регулирующие порядок ведения реестра аудиторских компаний, имевших право проводить аудит финансовых компаний - утратили силу. А значит, теперь выдавать аудиторское заключение могут любые аудиторские компании, которые есть в отдельном реестре аудиторов и субъектов аудиторской деятельности.
Однако, пока не у всех аудиторов достаточно компетенции и не все знают и понимают точно, что именно за аудиторское заключение необходимо предоставить для получения лицензии в Национальную комиссию по финансовым услугам.
За время существования рынка финансовых услуг, законодатели разработали большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Не исключением стали и документы, в которых закреплены требования к аудиторской отчетности финансовых компаний.
МЦКФУ имеет реальный практический опыт работы с финансовыми компаниями, а потому может поделиться с читателем - как это должно выглядеть на самом деле? И что отчет должен в себе содержать?
Условно, разделить документы, которые должен предоставить аудитор, можно на 6 частей.
1. Отчет независимого аудитора по обзору промежуточной финансовой отчетности. Он по сути является основным.
В нем определены объемы работы, которые обычно выполняют аудиторы и пределы ответственности управленческого персонала компании и независимых аудиторов.
Дополнительно указываются основные сведения о компании (название, местонахождение, виды деятельности и т.д.).
Основную часть отчета составляет информация об объемах различного рода оборотов компании, средств, обязательств и других активов и пассивов компании.
Самое важное на что стоит обратить внимание, это информация об источниках и размере уставного капитала. Ведь для полноценного создания и функционирования финансовой компании, она должна соответствовать лицензионным требованиям и требованиям к вулючению в Реестр финансовых учреждений.
2. Баланс или Отчет о финансовом состоянии компании. В нем указана информация по активам компании в деталях. То есть с точными числами, согласно соответствующему периоду и размеру расходов.
3. Отчет о собственном капитале: показывает долю имущества, которое финансируется за счет владельцев предприятия и отражает все изменения в капитале компании.
5. Примечания аудиторов, в которых отмечают обычно базу для формирования отчетности, информацию об учетной политике, а также другую информацию, которая может подтверждать данные сформированного финансового отчета.
4. Отчет о движении денежных средств: отображает статьи расходов и остатки по различным направлениям деятельности компании.
5. Отчет о финансовых результатах, в котором должна содержаться информация о совокупном доходе и расходах юридического лица за определенные периоды.
Каждый из документов имеет свои специфические особенности и может отличаться от стандартных документов аудиторских фирм. Именно поэтому МЦКФУ, как правило, дополнительно проверяет документы, которые предоставляют аудиторские фирмы.
Однако нужно не забывать, что аудитор - это самостоятельная профессия, поэтому совершать любое давление или давать им советы - запрещено. За годы работы МЦКФУ сталкивался с различными компаниями, поэтому взаимодействует с надежными партнерами, имеющими соответствующий опыт, а также наработал умение общаться с ними.